“Крестики нолики”

Листок бумаги и карандаш — вот все необходимое для известной игры в «крестики-нолики». Нанеся на бумагу квадрат из девяти клеток, каждый играющий поочерёдно проставляет в клетках свой знак — крестик или нолик. Удалось составить цепь знаков–по горизонтали, вертикали или диагонали — выиграл.
Примерно по такому же принципу построена электронная игра (рис. 1), разработанная изобретателями из города Нальчика О. и В. Юдиными. Только в ней игровое поле составлено из девяти ячеек, в которые играющие во время своего «хода» вставляют кубик — внутри его размещены две сигнальные лампы (красная и зеленая) имитирующие крестик и нолик. Смог составить, как и в “бумажной” игре, цепь из ламп выбранного цвета (при вставленном кубике загорается одна из ламп) — выиграл.

Но в данной электронной игре больше разнообразия и занимательности по сравнению с «бумажной». Во-первых, каждый кубик может быть установлен в ячейку так, что займет одно из четырех положений (если поворачивать кубик, например, по часовой стрелке, на 90°). В зависимости от этого вспыхнет либо красная, либо зелёная лампа. Кроме того, сверху на кубиках нанесены точки, показывающие определенное число очков, присвоенных данному кубику. Поэтому появляется возможность реализовать более сложные правила игры, при которых, в частности, победителем, окажется не тот, у кого получилась просто цепь горящих ламп, а тот, у кого при таком же результате сумма очков на кубиках больше.

Схема, игры показана на рисунке 2. Игровое поле образуют ячейки, составленные из вертикальных (Ев) и горизонтальных (Ег) металлических пластин, подключенных к соответствующим выводам источника питания GВ1. Вставляемый в ячейку кубик касается двумя контактами пластин, через которые на кубик поступает питание. Но полярность напряжения питания на контактах зависит от того, в каком положении кубик вставлен в ячейку. Так, в показанном на схеме варианте плюс питающего напряжения будет на контакте 1 кубика, а минус — на контакте 4.

Если же вставить кубик в ячейку повернутым на 90° против часовой стрелки, то на контакте 1 будет уже минус напряжения, а на контакте 4 (он соединен с контактом 2) — плюс. Поэтому в первом случае загорится лампа НL1 зеленого цвета (поскольку ток потечет через нее и диод VD1), а во втором — лампа НL2 красного цвета. Устройство кубика показано на рисунке 3. Корпус 3 кубика может быть изготовлен из любого изоляционного материала (гетинакс, текстолит, фанера). На боковых стенках корпуса укрепляют контакт 4,  например, из полосок меди или латуни. Внутри корпуса смонтированы сигнальные лампы (МН 2,5-0,06В либо другие на напряжение 2,5 В и возможно меньший ток потребления) и диоды (любые из серии Д226). Баллоны ламп окрашивают в соответствующий цвет.

Сверху кубик закрывают крышкой 2 из матового органического стекла. На крышку наносят точки 1 — очки данного кубика. Чтобы играющий не мог определить, при каком положении кубика в ячейке вспыхнет лампа «его» цвета, на крышку следует нанести одну, четыре, пять точек либо не наносить ни одной.
Конструкция игрового поля видна на рисунке 4. Корпус 5 выполнен из такого же материала, что и кубики. Внутри корпуса закреплены перегородки 7 (они тоже из изоляционного материала) — на них проложены контактные пластины 6 (Ев и Ег по схеме). Высота расположения пластин от дна корпуса  должна быть такой, чтобы они не касались друг друга, но в то же время контакты вставленного кубика в любой ячейке надежно соединялись с обеими пластинами.

Внутри корпуса расположен и источник питания 8, составленный хз двух последовательно соединенных элементов 373. Еще лучше применить два таких источника, соединенных параллельно. Одноименные выводы обеих пар соединяют с соответствующими пластинами игрового поля.
Правильно смонтированная игра не требует налаживания. Но если в некоторых ячейках какие-то кубики при определенном их положении не светятся, следует «подогнать» контакты кубика и (или) пластин игрового поля.

А теперь о вариантах игры. Их может быть несколько. В первом случае «партнером» может быть… сама игра. Выберите перед началом игры определенный цвет, возьмите первый попавшийся кубик и установите его в любую ячейку. Зажжется красная или зеленая лампа внутри кубика. Далее устанавливайте поочередно остальные кубики, после чего проверьте, сколько вертикальных, горизонтальных или диагональных линий заполнено «вашим» цветом, а сколько цветом «партнера». Сосчитайте общее количество очков на кубиках в том и другом случаях. Наберете большее количество очков — выш выигрыш.

Журнал Мастерилка №44

Оставить комментарий:

XHTML: Вы можете использовать теги: