Реактивный из… воздушного шара
Надуть воздушный шарик вроде бы несложно, но энергии он запасает не меньше, чем резиномотор. Другое дело, что использовать ее непросто. Помните, как непредсказуемо мечется шарик, если выпустить его. из рук, не завязав нитку?
Американский школьник К.Караковски все же сумел превратить надувной шарик в реактивный двигатель. Его модель летает не хуже известных моделей планеров с резиномотором. Сооружение из трех вытянутых продолговатых шариков, которое вы видите на рисунках, и есть не что иное, как трехсекционная пневматическая ракета Караковски.
Основной узел модели – - центральный фюзеляж. По рисункам внимательно разберитесь, как он устроен. Заметили, что под наружной оболочкой одного просматривается еще одна – внутренняя? В ней вся хитрость. Ее носовая часть крепится к внешней оболочке с помощью обыкновенной горошины. А горловины обоих шариков надеты и привязаны к втулке, выполняющей роль сопла. Сжатый воздух из внутренней оболочки может свободно выходить из отверстия, создавая реактивную тягу. Воздух же, заключенный между оболочками, заперт и поддерживает обтекаемую форму модели.
Конечно, можно обойтись и без двух воздушных шариков. Прикрепите к основному узлу крыло да хвостовое оперение – вот и готова простейшая модель. Она тоже будет неплохо летать. Мы же решили усложнить конструкцию. Если удастся наполнить у продавца шаров два ваших крайних шарика и пространство между оболочками гелием – модель приобретет дополнительные летные качества. Вес ее снизится ведь гелий легче воздуха! — и на одной заправке она сможет преодолеть значительное расстояние.
А прикрепить крыло к шарику труда не составит. Две тонкие авиамодельные резинки охватывают каждый из них по периметру, а концы привязываются к рамке, образующей крыло. Рамку лучше собрать из высушенных стеблей тростника или камыша и придать ей аэродинамический профиль, установив пенопластовые обводы, оклеенные папиросной бумагой. Вариант пневматического планера с двумя реактивными двигателями представлен на рисунке 2. Как он устроен, вы легко разберетесь сами.
В.РОТОВ
журнал “Левша” №11/12-98г.